ЖБИ
Поделиться:
25.08.2016

ЖБИ. Единственный в Сибири завод мостовых конструкций планирует расширяться

Начальник испытательной лаборатории Татьяна Манукова ставит бетонный образец под пресс и давит его с усилием в 500 атмосфер. Кубик выдерживает давление. Значит, выдержит и балка из этого бетона. Так определяют на Новоалтайском заводе мостовых конструкций прочность выпускаемой продукции.

Находящееся в краевой собственности предприятие единственное в Сибири специализируется на производстве железобетона для мостов. 90% деталей, из которых построены за последние полвека алтайские переправы,  были изготовлены в Новоалтайске. И сегодня завод успешно конкурирует не только в своей нише, но и с производителями ЖБИ для гражданского строительства.

Предприятие создавалось в 1962 году для обеспечения дорожной отрасли товарным бетоном и железобетонными изделиями для строительства дорог и искусственных сооружений на них. В это время в крае шло массовое строительство дорог. И по нынешний день большая часть продукции предприятия приобретается дорожниками.

Технология

Проектная мощность завода – 17 тыс. кубометров железобетона и 3 тыс. кубометров товарного бетона в год.

Завод имеет стандартный набор цехов: вспомогательные, где идет ремонт и монтаж опалубки, котельную, арматурный цех, бетонно-растворный участок и основной цех ЖБИ, где создают изделия.

Мастер арматурного цеха Ольга Вахонина рассказывает, как рождается скелет какой-нибудь балки или плиты: «У нас в паре работают арматурщики и сварщики. Первый рубит арматуру, гнет ее согласно чертежу и укладывает в так называемый кондуктор, а второй из кондуктора берет прутья и сваривает из них каркас для будущего ЖБИ». Работа не столько тяжелая (хотя порой приходится гнуть и таскать арматуру диаметром 32 миллиметра), сколько вредная. Вентиляция не успевает вытягивать газы, образующиеся при сваривании металла, и в цехе стоит чад.

«Из арматурного каркас поступает в цех ЖБИ, его помещают в опалубку и заливают бетоном, на вибрационном столе утрясают, чтобы не было пустот, а потом греют около суток паром для набора прочности, – объясняет технологию главный инженер предприятия Алексей Победа. – Раньше у нас человек краны на паропроводах крутил, а теперь тепловлажностная обработка изделий контролируется с помощью компьютера».

Продукция

В ноябре будет 18 лет, как предприятие возглавляет Николай Рябушенко. «Когда я пришел на завод, здесь работало 99 человек. Выпускали 101 наименование изделий. На сегодня, не считая индивидуальных заказов, производим более 500 стандартных наименований для более сотни предприятий. Широкий ассортимент позволяет сохранять портфель заказов. Делаем для железнодорожников, индивидуального и гражданского строительства.

Завод выпускает и уникальную продукцию, например, балку облегченную, предварительно напряженную для мостовых переходов. «Мы облегчили старую конструкцию балки, что снизило затраты на ее перевозку и монтаж, при этом сохранили прочностные характеристики изделия», – поясняет гендиректор.

Конструкции разрабатывают не только проектные организации, но и инженеры предприятия. В частности, в Новоалтайске первые в России создали балки пролетного строения длиннее 14 метров. Это очень востребованное рынком изделие.

«Мы сохранили оснастку для ЖБИ, которые использовались в мостах много лет назад, – говорит Николай Рябушенко. – Например, в Питере надо было заменить на мостах тротуарные блоки, а их никто не выпускает в стране кроме нас».

Сбыт

Вообще география поставок предприятия весьма широка. Только половина продукции потребляется в крае, остальная расходится по стране, включая европейскую часть и Крайний Север.

Прошлый год выдался ударным: работали без выходных в две-три смены, а численность доходила до 200 человек. Предприятие получило необычно много заказов от алтайских строителей, которые восстанавливали мосты, разрушенные паводком 2014 года. Объемы производства тогда выросли на 84%, до 267 млн рублей.

Сегодня экономическая ситуация чуть хуже. В этом году выросла себестоимость продукции. Основная статья затрат – металлическая арматура подорожала на четверть, больше приходится платить за щебень, песок и цемент. Чтобы не потерять клиентов, предприятие не решилось пропорционально затратам поднимать цену. Она выросла на 4 – 11% в зависимости от вида изделия, а рентабельность производства уменьшилась. Сократилась до 160 человек и численность персонала. Однако если сравнивать объемы производства не с аномально удачным 2015-м, а с докризисным 2014 годом, то можно говорить о десятипроцентном росте производства. «Возможно, до конца года появятся еще заказы», – не исключает Николай Рябушенко.

Последнее время предприятие не занимается активными продажами. Слава о продукции новоалтайцев распространяется с помощью сарафанного радио. «А раньше каждую зиму мы создавали маркетинговую бригаду, – вспоминает генеральный директор. – Главный инженер, вооружившись прайсами, ехал в Новосибирскую область, главный технолог – в Кемеровскую и т.д. А сейчас потенциальные потребители нас знают и доверяют до такой степени, что, не успев подписать договор, перечисляют деньги за продукцию. А потому что мы никого не подвели по качеству и срокам, часто сами работаем без предоплаты за свои оборотные средства».

С региональными дорожными управлениями «Алтайавтодора» работают в тесном взаимодействии и заранее знают об их планах. Это позволяет часть постоянно востребованных ЖБИ делать в запас. Для этого построена вторая нитка склада готовой продукции.

Много заказывает «Жилищная инициатива». Ее привлекают скорость изготовления, качество и то, что завод делает нестандартную конструкцию. Многие предприятия отказываются от мелких заказов: больше мороки, чем заработка, а новоалтайцы соглашаются. Чтобы сэкономить и сократить сроки изготовления, используют деревянную или комбинированную опалубку: на металлическое основание закрепляют доски или металлические листы с помощью магнитов. Получается опалубка-трансформер.

Кадры

Возле такой опалубки журналисты увидели за работой молодую семейную пару Андрея и Оксану Катковых. Говорят, в цехе и познакомились. Он – формовщик, она – крановщик.

Вообще на предприятии много молодежи. И настроение у них бодрое. Даже участвуют в трудовом соревновании.

– Видимо, что-то привлекает молодежь? Может, зарплата? – пытаюсь понять причины трудового задора.

– Средняя зарплата у нас 24 тысячи рублей, но к концу года планируется поднять до 27 тысяч, – отвечает директор.

– Может, социальная политика?

– За счет предприятия мы обучаем нескольких ребят в университете и строительном колледже с расчетом, что они молодыми специалистами вольются в рабочий коллектив. В основном это дети работников завода. Хотя у нас и к старшему поколению отношение нормальное: пенсионерам доплачиваем от завода по 500 рублей в месяц. Мелочь, а приятно. Бесплатно выписываем им дрова, уголь, газеты, к праздникам – премии.

Планы

– А расскажите о ближайших планах. Если вам из Америки заказ придет, справитесь? Если попросит Америка, то и ее можем снабжать железобетоном, но пока дальше Казахстана не отправляли, – смеется директор. – У нас сертифицированные изделия, которые мы имеем право поставлять в страны Таможенного союза.

В планах – расширение арматурного цеха. Мы много теряем энергии на пропарке изделий. У нас мощная газовая котельная, одна из лучших в городе, но летом из-за недостаточной тепловой загрузки приносит убытки. Поэтому хотим поставить парогенераторы, чтобы на время отключать большие котлы. Уже заключили договор на их проектирование. В следующем году приезжайте, покажем.

 

Источник: Алтайская правда

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас