Дорожное строительство
Поделиться:
07.10.2021

Дорожное строительство. Цементобетонные дороги: будущее дорожной карты России

Ежегодно возрастающая интенсивность дорожного движения в России приводит к износу дорожного полотна. В связи с этим возникает потребность в использовании современных технологий и эффективных дорожно-строительных материалов. В этом году Правительство Российской Федерации совместно с профильными ведомствами приняло решение изучить мировую практику для возможного применения цементобетонных технологий в России

30 сентября 2021 г. состоялась первая Международная научно-практическая конференция «Строительство качественных и безопасных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих» при поддержке медиахолдинга РБК. Организаторы мероприятия – Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Госкомпания «Автодор», МАДИ, Ассоциация бетонных дорог, «СОЮЗЦЕМЕНТ» и «СОЮЗДОРСТРОЙ». Участие приняли руководители транспортного комплекса России, представители органов государственной власти, экспертного сообщества, ключевые игроки рынка строительных материалов и инфраструктурных проектов, специалисты дорожного строительства Белоруссии, США, Германии и различных регионов Российской Федерации.

Эксперты дорожной отрасли обсудили, как повысить безопасность и качество дорожной сети на территории России, какие преимущества у цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог, готова ли российская промышленность строительных материалов увеличить производство качественного цемента и добавок к ним, а также поделились практическим опытом.

Целесообразность выбора жесткой дорожной одежды продиктована в первую очередь экономическими причинами, именно поэтому цементобетонные дороги получили широкое распространение в США, странах Европы и все больше развиваются в России и странах СНГ. Высокая прочность бетонных дорог обеспечивает пропуск большегрузных транспортных средств без сезонных ограничений, в полтора раза увеличивается допустимая нагрузка на ось. Благодаря высокой устойчивости к деформации, механическим и погодным воздействиям жесткая дорожная одежда в первые 10-12 лет практически не требует ремонта, а срок службы до первого капитального ремонта может достигать 50 лет. Эти качества позволяют данной технологии стать эффективным инструментом решения задач развития инфраструктуры, поставленных в том числе в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

По статистике Федерального дорожного агентства, за последние годы в России введено в эксплуатацию 50 км цементобетонных дорог. Сейчас в стадии реализации находятся девять объектов с таким типом покрытия общей протяженностью почти 95 км. Один из крупнейших – обход Новосибирска, на всем протяжении которого будет уложено цементобетонное покрытие.

Цементная промышленность России сегодня полностью готова гарантировать производство в необходимых объемах цемента для дорожного строительства, а также поддерживает расширение применения минеральных вяжущих для строительства цементобетонных дорог и укрепления грунтов. «Цементобетонные дороги являются идеальным решением для создания современной транспортной инфраструктуры в нашей стране. Российские цементные компании не только готовы, но и заинтересованы в активном использовании качественного материала для строительства дорожной сети. Средняя загруженность производственных мощностей российских цементных предприятий на протяжении последних 20 лет составляет около 50%. В то же время за последние 10 лет производители цемента провели масштабную модернизацию своих производств по новейшим технологиям. Предприятия выпускают весь спектр общестроительных и специальных цементов, расположены вблизи от перспективных направлений развития дорожной инфраструктуры и готовы поставлять высококачественный строительный материал для дорожного строительства во все регионы нашей страны. Это создает качественную ресурсную базу для строительства цементобетонных дорог», – отметил Валерий Бодренков, руководитель комитета по дорожному строительству некоммерческой организации «СОЮЗЦЕМЕНТ», первый вице-президент компании «Сибирский цемент».

Наталья Стржалковская, руководитель департамента по техническому маркетингу АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», член комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» представила новый продукт – белитовый цемент: «Цементобетоны, применяемые в транспортном строительстве, подвергаются воздействию повторяющихся нагрузок от движения транспорта, многократного воздействия атмосферных факторов и противогололедных реагентов. Поэтому для обеспечения долговечности цементобетонных покрытий большое значение приобретают такие свойства бетона, как прочность на сжатие и изгиб. Именно эти вопросы стали предметом масштабных исследований и разработки инновационного типа цемента на предприятиях АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Холдинг зарегистрировал права на способ получения белитового клинкера и цемента высоких эксплуатационных характеристик, который даст возможность избавиться от дефектов в виде микротрещин и микропор при использовании в дорожном строительстве.

В продолжение темы эксперты коснулись вопроса применения инновационных технологий в дорожном строительстве. О технологии стабилизации грунтов минеральными вяжущими рассказала руководитель технического маркетинга ЛафаржХолсим в России, член комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Анна Ружицкая: «Эта технология позволит вывести качество муниципальных дорог на новый уровень, так как дает возможность сократить затраты и уменьшить объем транспортируемых материалов, хотя работы по строительству при этом можно ускорить в пять раз».

Кроме того, в рамках конференции прозвучали приветственные слова от представителей дорожной отрасли и федеральных агентств, доклады экспертов.

В рамках мероприятия глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Новиков и президент Ассоциации бетонных дорог Виктор Ушаков подписали меморандум о взаимодействии в целях расширения применения цементобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Также Виктор Ушаков от лица Ассоциации подписал соглашение о сотрудничестве с генеральным директором «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонидом Хвоинским. В рамках соглашения планируется проведение совместной работы по консолидации усилий, координации действий, направленных на развитие технологий дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий автодорог, технологии строительства и ремонта дорожных одежд и оснований с применением минеральных гидравлических вяжущих.

По итогам конференции принята резолюция, которая будет направлена на рассмотрение в федеральные органы власти.

Справочно:

Приветствуя участников конференции, Роман Новиков, руководитель Федерального дорожного агентства отметил, что тема цементобетонных дорог требует серьезной проработки. «С 2021 года в нацпроекте «Качественные и безопасные дороги» появился показатель степени удовлетворенности граждан от реализации мероприятий нацпроекта, т.к. для граждан важно, чтобы дорога служила длительный срок и не требовала постоянных ремонтных работ. Все дорожные ведомства проводят работу по совершенствованию технологий строительства автомобильных дорог. В настоящее время специалисты Росавтодора прорабатывают перечень перспективных научных исследований относительно цементобетонных дорог, которыми вплотную займутся в течение ближайших нескольких лет. Также данный перечень прорабатывается в части актуализации стандартов», – рассказал Роман Новиков.

В свою очередь, заместитель директора Департамента металлургии и материалов министерства промышленности и торговли Российской Федерации Роман Куприн, говоря о строительстве дорог с цементобетонным покрытием, отметил, что многие российские цементные компании имеют обширную международную экспертизу и готовы поставлять качественные материалы для строительства таких дорог в России. При этом увеличение доли цементобетонных дорог заложено в Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2030 г. – это послужит стимулом для развития строительной промышленности.

Дмитрий Ефименко, и.о. ректора МАДИ в приветственном слове отметил, что «Создание сети качественных и безопасных дорог – это задача национального масштаба, реализация которой создаст мультипликативный эффект на разные сферы экономики страны. Строительство новой качественной дорожной сети позволит загрузить строительную и дорожную отрасли, обеспечить связность территорий России и преодолеть инфраструктурные ограничения. Ученые МАДИ вносят весомый вклад в реализацию этих задач».

Заместитель директора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» Сергей Ильин назвал основные задачи, которые необходимо решить российской дорожной отрасли. Среди них – обеспечить качество цемента, научно-техническое сопровождение и актуализировать расценки на новые технологии и разработки в этой области.

Среди причин популярности автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями называют высокие эксплуатационные характеристики, надежность, долговечность, экономичность и безопасность, – отметил председатель Межправительственного совета дорожников Бури Каримов. Однако, строительство таких дорог еще не набрало нужные обороты в России и странах СНГ. «Как показывает мировой опыт, при строгом соблюдении технологических регламентов и должном уровне содержания покрытий они служат как минимум 30 лет без проведения крупных ремонтных работ», – добавил Каримов.

Президент Ассоциации бетонных дорог, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков обратил внимание на проблемы по внедрению цементобетонных дорог в России, в частности, недостаточное количество нормативных актов. Многие документы по содержанию и ремонту дорог устарели, так как за последние годы появились новые подходы, материалы и технологии в сфере дорожного строительства, отметил Ушаков. Он отметил, что с изменением нормативных межремонтных сроков толщина дорожных одежд в значительной степени возросла. Так, расчетная толщина асфальтобетонных слоев при проектировании автомобильной дороги М-12 «Москва-Нижний Новгород-Казань» составила 26-30 см. Поэтому сегодня требуется шире применять укрепленные основания, а также цементобетон в конструктивных слоях дорожных одежд. За счет этого в значительной степени можно повысить несущую способность дорожных одежд, уменьшить толщину их конструктивных слоев, сократить стоимость строительства дорог и в дальнейшем эксплуатационные затраты. В отечественной практике проектирования автомобильных дорог не всегда выбирают эффективные конструкции дорожных одежд. Выбор вариантов конструкций осуществляется в большинстве случаев по минимальной стоимости строительства, без учета последующих эксплуатационных затрат в течении жизненного цикла объекта.

В то же время генеральный директор «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский подчеркнул необходимость включения проектирования и строительства дорог с применением цементобетона в Стратегию развития дорожной отрасли. Он напомнил, что к 2030 году 50% от вновь построенных дорог должны быть с цементобетонными покрытиями. «Чтобы выполнить эти планы нужно разрабатывать новые подходы. Сегодня есть предприятия, которые могут эти технологии притворять в жизнь. Нужно дать им постоянный объем работ на следующие 10-15 лет», – сказал Хвоинский.

По словам генерального директора «СОЮЗДОРСТРОЙ», с годами цементобетон только набирает прочность, что позволяет долгие годы эксплуатировать дороги с таким покрытием без проведения ремонтных работ.

Сегодня основная часть дорог приведена в нормальное состояние, но при этом необходимо увеличить объем работ по капитальному ремонту, считает генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. Он подчеркнул, что впереди – масштабные задачи: в частности, должны быть приведены в нормативное состояние более 78 тыс. км региональных дорог в составе формируемой опорной сети. «В этой работе, – подчеркнул Игорь Старыгин, – мы должны использовать технические и технологические решения, которые позволят максимально укрепить наши дороги, увеличить срок их межремонтной эксплуатации, повысить качество и безопасность движения. С этой целью следует рассматривать в том числе более широкое применение цементобетона».

Заместитель генерального директора института ФАУ «Росдорнии» Александр Каменских отметил, что «в настоящее время нами ведутся исследования практического опыта обеспечения качества цементобетонов, включая методы испытаний, требования к цементобетонам и производству цемонтобетонных работ на автомобильных дорогах общего пользования с разработкой комплекса национальных стандартов, регламентирующих требования к цементобетонам». Он добавил, что РОСДОРНИИ готов и дальше развивать нормативную базу, помогать регионам внедрять новые технологии в дорожную отрасль.

Стратегия инновационного развития Федерального дорожного агентства предусматривает серьезные действия в рамках развития исследований по применению цементобетона и минеральных вяжущих до 2025 года, – отметил начальник Управления научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора Олег Ступников. Например, исследование Ассоциации бетонных дорог совместно с МАДИ, проектными и подрядными организациями показало, что строительство дорог из цементобетона дешевле не только в обслуживании, но и в первоначальных затратах по сравнению с асфальтобетонными. В связи с этим эксперты конференции подробно рассмотрели эти и другие преимущества применения цементобетона при строительстве дорог, а также новейшие технологии.

В свою очередь, руководитель рабочей группы технического регулирования Ассоциации бетонных дорог, представитель компании ООО «ВиртгенИнтернациональ-Сервис» Юрий Жуков отметил, что экономия при применении минеральных вяжущих достигается за счет возможности использовать местные материалы, а также отходы производства и вторичные материалы. При этом требуется минимальное использование дорожной техники, обеспечивается долговечность конструкции и сокращаются затраты на восстановление существующей дорожной сети.

На конференции выступили эксперты из Германии, США и Республики Беларусь. В частности, американским опытом строительства цеметобетонных дорог поделился представитель компании «GOMACO» Алексей Пономарев. По его словам, такие покрытия находят самое широкое применение в США, являясь основным типом дорожных одежд автомагистралей с высоким уровнем загруженности. При этом стандартный срок службы цементобетонных покрытий составляет 30-40 лет, а иногда и до 60 лет, – отметил эксперт.

Представитель «STRABAG» Алекс Эккерт отметил, что в Германии около 30% сети федеральных автобанов составляют дороги с цементобетонным покрытием, а оставшаяся часть дорог имеют по большей части основание из тощего бетона или оснований с укреплениями из минеральных вяжущих. Он отметил, что использование минеральных вяжущих в федеральной дорожной сети страны достигает 80-90%. Спикер обозначил в своем выступлении долгий срок службы цементобетонных дорог, их экологичность за счет вторичного использования материалов и высокую несущую способность.

В 2014 году в Республике Беларусь была принята национальная программа строительства дорог с цементобетонным покрытием, рассказал генеральный директор ОАО «Дорожно-строительный трест №5» Анатолий Фиков. Пилотным проектом по строительству цементобетонных дорог в республике стал МКАД-2, движение по которому было открыто в конце 2016 года. В период с 2015 по 2021 гг. ОАО «ДСТ№5» устроено 105 км автомобильных дорог с цементобетонным покрытием.

Также начальник отдела контроля качества «Новосибирскавтодор» Александр Будников рассказал об объектах с цементобетонным покрытием в Сибири. Он отметил, что Новосибирская область занимает первое место в России по общей протяженности федеральных дорог с цементобетонным покрытием. В частности, 486 км из 796 км федеральных дорог в регионе имеют цементобетонное покрытие. А за 24 года «Новосибирскавтодор» построил 16% от общей протяженности цементобетонных дорог в России.

Источник: soyuzcem.ru

 

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас