Цемент
Поделиться:
13.06.2023

Опять не хватает цемента. Решение есть

«Спрос колоссальный. Рекомендуют перенести поставки бетона на зиму всем, кого удастся уговорить» – это заголовок статьи о ситуации с цементом в Татарстане.

Поговорим о причинах.

Рост потребления цемента в Татарстане за первые 5 месяцев 2023 года к соответствующему периоду прошлого года составил 14 процентов. Причем мы говорим только о росте отгрузок. Размер неудовлетворенного спроса оценить невозможно, но он есть, раз появляются такие публикации. Значит спрос вырос более чем на 14 процентов. Это значительный прирост потребления, и производители цемента не всегда готовы к таким колебаниям спроса по объективным причинам. В первую очередь потому, что процесс носит неожиданный и стихийный характер. Если первый квартал дал очень небольшой плюс, то потребление апреля резко выросло на 27 процентов!

Можно ли было предсказать этот всплеск? Для чего нужны чиновники, контролирующие эту сферу? Объединения и ассоциации? Видимо весь административный и интеллектуальный ресурс задействован в решении других задач. Например, постоянной критике роста цен на строительные материалы. Но и эта критика, как мы не раз указывали, носит неконструктивный характер, поэтому и не приносит результат. Жесткое административное давление на цены всегда приводит к дефициту. Цена или ресурс? Тем более когда речь идет о вкладе этого ресурса ниже погрешности сметного расчета. И без которого строительство невозможно.

Предвидеть рост потребления цемента можно. Нужно наладить конструктивный диалог с производителями цемента. Не с позиции силы. Цементники планируют текущие и капитальные ремонты основного технологического оборудования на несколько лет вперед! Может быть строителям стоит попробовать планировать свое потребление хотя бы на полгода?

Остро стоит транспортная проблема. Летом, как правило, снижается оборачиваемость вагонов на железной дороге и увеличивается время доставки. Вагоны и автоцементовозы становятся дорогим и ограниченным ресурсом.

Посмотрите на график-кардиограмму потребления цемента в Татарстане. Минимальное месячное потребление в 3,5 раза меньше, чем максимальное (2022 год). На какой объем перевозок рассчитывать транспортные мощности? На уровень января-февраля или июля-августа? Если на максимальный объем, как это делают производители цемента – то полгода дорогой актив не задействован. Зимний простой включается в летнюю цену. Отсюда и неизбежный рост стоимости логистики.

Можно сгладить сезонность потребления. Это снизит и сезонный дефицит, и спекулятивный рост цен на бетон летом. Изучите советский опыт (это обращение к чиновникам от строительства). В Советском Союзе сезонность потребления не была такой значительной как сейчас.

Источник: PRO Рынок стройматериалов

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас