Транспорт
Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»
Поделиться:
14.07.2025

Налог на неопределённость

Российские железные дороги выступают за внедрение принципа «вези или плати» – механизма, при котором грузоотправитель обязуется оплатить заранее согласованный объём перевозки, независимо от того, был ли этот объём фактически предъявлен к транспортировке. Об этом пишет Издательский дом «Гудок» в своей статье.  
 
С точки зрения управления ресурсами РЖД, инициатива выглядит логично: она позволяет планировать загрузку инфраструктуры, минимизировать возможные потери и увеличить доходы. Однако для реального сектора, в частности для производителей цемента, реализация этого предложения приведет к новым расходам строительной отрасли.
 
Цементный рынок характеризуется высокой волатильностью: отгрузки зависят от рваного финансирования строек, погодных условий, высокого уровня конкуренции, импортных поставок цемента и прочего. В этих условиях точное планирование ежемесячных объёмов перевозок зачастую невозможно. Переносы сроков, срывы контрактов, приостановка строек – это не исключение, а норма.
 
Введение принципа «вези или плати» – новый вклад в стоимость логистики цемента. Это станет дополнительными издержками и может привести к сезонным колебаниям спотовых цен на цемент, особенно для частников, сезонных строителей и небольших строительных организаций.
 
В конечном итоге это приведёт к росту стоимости цемента у потребителей и, как следствие, увеличению стоимости строительных проектов – как частных, так и государственных. Формально, направленный на повышение эффективности железнодорожной инфраструктуры, механизм превращается в непрямой налог на неопределённость, который ляжет на всю строительную отрасль.
 
Подход «вези или плати» может быть оправдан для экспортных перевозок (уголь, нефть и нефтехимия, металлургия), но не для промышленности строительных материалов, где потребление цемента зависит от огромного количества факторов, часть которых даже Гидрометеоцентр не может пока предсказать.
 
С позиции мирового опыта принцип «вези или плати» актуален для новой инфраструктуры, где государство или частный бизнес стремится гарантировать возврат инвестиций. Отечественная цементная промышленность минимально использует лимитированные пропускные способности экспортных направлений и подавляющее большинство перевозок осуществляется с использованием давно построенной и зачастую недозагруженной инфраструктуры.
 
Если смотреть на интересы государства и экономики в целом, выдавливание грузов с железной дороги на «условно бесплатную» инфраструктуру коммерчески более гибкого автотранспорта может обернуться ростом бюджетных затрат на строительство и содержание автодорог. 
 
В некоторых регионах появление новых цементовозов на автодорогах могут привести к настоящему транспортному коллапсу.

Источник: PRO Рынок стройматериалов

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас