Транспорт
Фото: Вести
Поделиться:
04.07.2025

Авто заберёт всё?

«...Конечно же, нам хотелось бы везти больше, но есть и субъективные, и объективные причины. Вот одна из таких причин, почему иногда снижение погрузки – это хорошо для экономики, ну и хорошо для российских железных дорог. Грузы, такие как контейнерные грузы, нефтеналивные грузы – они более легкие. Количество поездов такое же, груз более дорогой, мы его везем на те же расстояния, но прежде всего это экспорт. Мы – как Российские железные дороги – увеличиваем свою выручку, растет валовый продукт государства. А тяжелые низкодоходные грузы, поскольку есть ограничения по провозу, соответственно, они выпадают. Есть такие причины по выпадению» – из интервью главы РЖД Олега Белозерова 11.02.2025 (9:20-10:28). 
 
Что происходит
 
За последние 10 лет доля цемента, перевозимого по железной дороге, упала с 59% до 41%. Потери более 15 млн тонн в год, которые уходят на автомобильный транспорт. И тенденция продолжается.
 
Почему груз уходит с рельсов
 
1. Высокие тарифы – перевозка 1 тонны цемента на 1 км по ж/д стоит в 3 раза дороже, чем у автоперевозчиков.
 
2. Низкая скорость доставки – цемент по железке идёт в 2–3 раза медленнее, чем по шоссе.
 
3. Дефицит специализированных вагонов – цементовозов мало, оборачиваемость падает.
 
4. Рост тарифов на погрузочно-разгрузочные работы – удорожание логистической цепочки.
 
5. Сложность мелких поставок – железная дорога по-прежнему неэффективна для отгрузок менее 500 тонн.
 
Последствия для рынка
 
• Рост себестоимости – до 20–25% в цене цемента приходится на логистику.
 
• Уход клиентов – стройкомпании, логисты и региональные дистрибьюторы переходят на авто.
 
• Угроза стабильности рынка, особенно для удалённых регионов.
 
Что предлагает отрасль
 
• Пересмотреть подход к логистике: строительные грузы требуют отдельной инфраструктурной и операционной политики.
 
• Обратить внимание на проблему вымывания «низкодоходных» грузов: цемент вытесняется более прибыльными направлениями.
 
• Поддерживать гибкость логистических решений и возвращать интерес клиентов через инфраструктуру и сервис.
 
Вывод
 
Железная дорога теряет рынок строительных материалов, и не из-за конкуренции, а из-за собственной негибкости. Пока нет адаптации к реальности рынка, авто заберёт всё.

Источник: PRO Рынок стройматериалов

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас