Строительство
Поделиться:
07.09.2023

И не аргументы и не факты

Попробуем расшифровать смыслы, заложенные в следующей фразе: 
 
«…в России по-прежнему велика монополия иностранного цемента в строительном обороте» – АИФ от 27.08.2023.
 
Сразу из фразы исключим термин «монополия иностранного цемента», так как в данном контексте его вообще некорректно употреблять. «Монополия  – это компания или иное юр. лицо, осуществляющие на рынке коммерческую или сбытовую функцию, занимающие наибольшую долю рынка и диктующие на нем свои условия.» 
 
Таким образом, «иностранный цемент» не может быть субъектом, «осуществляющим на рынке коммерческую или сбытовую функцию». Предположим, что под «иностранными» субъектами имеется в виду: 
а) производители цемента в РФ, которые принадлежат транснациональным корпорациям, и 
б) зарубежные производители цемента.
 
Рассмотрим их влияние в отдельности на наш рынок цемента.  
 
За первое полугодие 2023 года заводами, принадлежащими транснациональным цементным корпорациям, произведено 3,7 млн тонн цемента из 28,6 млн тонн – общероссийского производства. И это 13 процентов. Можно ли считать 13 процентов «монополией»? Наверно в отдельно взятой стране можно. Но для этого необходимо внести коррективы во всё антимонопольное законодательство, переписать учебники по экономике и т.п.
 
Посмотрим на термин «иностранный» с другой стороны. Заводы расположены на территории РФ, они здесь платят налоги, на них трудятся и получают заработную плату граждане нашей страны, вся продукция продается здесь. Из этого цемента здесь строятся дома, больницы, школы, дороги. В этой ситуации слово «иностранный» вообще теряет какой-либо экономический смысл. 
 
За первое полугодие 2023 года в РФ было ввезено почти 1,5 млн тонн цемента  – немного, и очевидно, что на рынок в целом это не оказывает «монопольного» влияния. Но это налоги, которые от продажи этого цемента получит другое государство, заработную плату получат работники другого государства и нет никаких гарантий, что в следующем году на эту продукцию также могут рассчитывать российские строители. Рыба ищет, где глубже, а экспортеры цемента – где дороже. 
 
В любом из рассматриваемых вариантов интерпретации приведенной выше фразы следует: в России нет «монополии иностранного цемента», а рынок является конкурентным, и более того – во многих регионах и/или в зимнее время еще и высококонкурентным.
 
Партнеры о нас