Цемент
Поделиться:
31.03.2025

Цементный долгострой

«Все условия для него есть. А самое главное есть рынок, на который завод должен работать. Спрос на продукцию завода есть и будет увеличиваться, а значит, завод должен быть построен», – подчеркнул Шапша.ГТРК Калуга от 22.03.2025. 
 
Это интересный, но не совсем удачный проект. Прямо-таки не счастливый. А если точнее, то почти безнадежный.  Проект по строительству цемгиганта начался в 2007 году. За прошедшие почти 18 лет на его долю выпало такое количество испытаний, что хватит на продолжение романа Федора Гладкова «Цемент», опубликованного в 1925 году. 
 
Несмотря на солидного инвестора, наши прогнозы по этому проекту остаются неблагоприятными. Точнее, по окупаемости инвестиций в этот проект. Если нельзя что-нибудь построить за деньги, то можно попытаться за большие деньги. Но маловероятно потом вернуть какие-нибудь деньги.
 
Причин несколько.
 
Фундаментальная – ключевая ставка ЦБ.  Любое строительство фондоемких производств целесообразно при стоимости привлеченных ресурсов не выше 5–7 процентов. Желательно, 2–3 процента. 
 
При высокой стоимости инвестиционных ресурсов сумма составляющих – себестоимость плюс проценты плюс погашение кредита – может существенно превышать рыночную стоимость цемента. То есть завод сможет выпускать продукцию, но не сможет погашать кредиты и проценты.
 
Другая причина заключается в том, насколько сохранится спрос на цемент в ЦФО, учитывая цикличность рынка, а тем более, стоит ли ожидать спроса в ближайшие 3–5 лет. Для понимания динамики рынка следует отметить, что объем потребления цемента в 2024 году составил 66,7 млн тонн, что на 7% ниже, чем потребление цемента в далеком 2014 году, которое было 71,8 млн тонн.
 
Ну и дальше, уже через запятую: 
 
– что делать с белорусским цементом, для которого рынки Москвы и Санкт-Петербурга давно уже домашние, и чтобы закрепиться, белорусские коллеги планируют за 10 лет «удвоить объемы производства»?
 
– средняя цена приобретения цемента в ЦФО – одна из самых низких в стране.
 
– как будет организована доставка продукции потребителям, учитывая мощность предприятия и категорическое нежелание РЖД перевозить строительные грузы?

Источник: PRO Рынок стройматериалов

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас