Цемент
Поделиться:
21.02.2025

Цементная «Боржоми»

Если вы когда-либо пили «Боржоми» в алюминиевой банке (или другие напитки в аналогичной упаковке), то наверняка сталкивались с маленькой наклейкой, помещенной в самом неудобном месте. Прежде чем открыть банку и утолить жажду, вам приходится оторвать эту бумажку.
 
Эта наклейка – не просто помеха. Это обязательная маркировка, призванная бороться с контрафактом и теневым рынком.
 
Но возникает ли у добросовестного потребителя помимо раздражения желание присоединиться к этой борьбе? То есть вместо того, чтобы просто выпить напиток – взять смартфон, отсканировать код и убедиться, что перед ним подлинная «Боржоми»?
 
Теперь очередь цемента
 
С 1 сентября 2025 года обязательная маркировка вводится и для цемента. Сейчас идёт эксперимент, который формально завершится 31 августа 2025 года. Логика подсказывает, что по итогам эксперимента должно быть принято взвешенное решение о необходимости маркировки и её параметрах.
 
Но, как мы видим, дискуссия опущена. Вопрос о целесообразности не стоит – остаётся лишь вопрос о реализации.
 
Если бы обсуждение всё же состоялось…
 
Предположим, что в ночь с 31 августа на 1 сентября состоялось обсуждение введения обязательной маркировки цемента. Что можно было бы сказать о её последствиях?
 
1. Высокая стоимость внедрения
 
Компании будут вынуждены тратить значительные суммы на оборудование, программное обеспечение и настройку процессов.
 
2. Рост цен на цемент
 
Все затраты бизнеса на маркировку неизбежно лягут на плечи конечного потребителя. Особенно это ударит по сегментам с низкой маржой.
 
3. Усложнение логистики
 
Каждая единица товара потребует отслеживания, что приведёт к дополнительной работе и рискам в цепочке поставок.
 
4. Бюрократическая нагрузка и штрафы
 
За ошибки в маркировке предусмотрены серьёзные штрафы, вплоть до уголовной ответственности. Это создаст дополнительное давление на бизнес.
 
5. Маркировка не решает проблему контрафакта
 
На практике система маркировки не решит проблему нелегального оборота товаров, так как злоумышленники найдут лазейки, а честный бизнес пострадает от новых препятствий.
 
Кроме того, остаются вопросы:
 
– Готовы ли предприятия к переходу?
– Есть ли надёжное техническое решение?
– Как будут решаться вопросы по приобретению оборудования, найму и обучению персонала?
 
Вывод
 
Обязательная маркировка цемента выглядит не как средство борьбы с фальсификатом, а как ещё один административный и финансовый барьер. Вместо прозрачности на рынке она принесёт рост цен, сложности с логистикой и дополнительные риски.
 
И если вместо алюминиевой банки «Боржоми» мы можем выбрать пластиковую или стеклянную тару, то с цементом такой свободы выбора не будет.

Источник: PRO Рынок стройматериалов

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас