Цемент
Поделиться:
14.09.2023

Ищем решение или ищем крайних?

«Объем перевозки цемента по одному из основных логистических каналов – железной дороге – впервые с начала строительного сезона сократился в пользу автотранспорта. Участники рынка указывают на нехватку локомотивов и увеличение сроков оборачиваемости вагонов. Но переход на автомобильную логистику осложняется дефицитом водителей и ростом тарифов, что может сказаться на стоимости цемента»Коммерсантъ от 13.09.2023.
 
Если кратко: сезонные проблемы перевозки строительных грузов по железной дороге вынуждают производителей и потребителей переориентироваться на автомобильный транспорт. 
 
Это проблема, которая повторяется из года в год на протяжении более чем 20-ти лет!
 
Успешное лечение хронического заболевания начинается с правильного диагноза. 
 
Посмотрим на диагнозы, которые предлагаются телеграм-каналами, в шапке которых нет упоминаний про связи с РЖД. 
 
Пример злого и неконструктивного комментария с переходом на личности: «Материал на самом деле про новых опоздавших. Производители цемента похоже только додумались, что в России растут стройки по всей стране».
 
А вот уже и угрозы: «В общем, ФАС есть чем заняться в строительной отрасли - тем более, в конце июля депутаты Госдумы уже просили антимонопольщиков проверить производителей цемента…».
 
Описанная выше дискуссия дает ответ на вопрос: почему 20 (ДВАДЦАТЬ) лет подряд в строительный сезон существуют перебои с доставкой цемента на стройки железнодорожным транспортом? 
 
Проблема не решается потому, что ищут виновных, тире – крайних. А крайними, как обычно, получаются производители цемента.
 
Но это не так! Цементная отрасль – одна из самых прозрачных и рыночных, где с начала 90-х годов прошлого века работают эффективные механизмы. Производители цемента и их партнеры решают транспортную задачу с учетом ресурсов, которые им доступны. Доля перевозки цемента железнодорожным транспортом с 2006 года уже снизилась с 70,4 процента до 40,7 в 2022 году. Почти на 30 процентных пункта.
 
Предложим вариант конструктивного подхода и решения.
 
Диагноз:
 
1. ОАО «РЖД» не заинтересовано в перевозках цемента по причине их низкой доходности (иначе чем объяснить легкость, с какой они отдают свою долю на рынке?).
 
2. Проблемы появляются ежегодно в период активного строительства и носят системный характер с повторяющимися сложностями, а именно: нехватка локомотивов, вагонов, пропускной способности (в том числе из-за летнего роста приоритетных пассажирских перевозок).
 
3.  Системное решение внутри ОАО «РЖД» требует много времени и инвестиций: развитие станций, путевого хозяйства, тяги и пр. (и из-за этого крайне маловероятно).
 
Дополнительные вводные:
 
1. 2 умножить на 2 равно 4.
 
2. Строительство новых цементных мощностей не является решением, так как большую часть года активы будут простаивать. А колоссальные инвестиции очевидно будут не окупаемы при текущих уровнях цен (см. п. 1).
 
Решение:
 
Более равномерное потребление строительных материалов в течение года.
 
Партнеры о нас