Экономика
Поделиться:
30.05.2023

Азбука экономики. И – импорт

За первые 4 месяца 2023 года в РФ было ввезено на 53,4 процента больше цемента из других стран, чем за аналогичный период прошлого года. Основными импортерами в РФ стали: Беларусь – 75 процентов всего объема ввоза, Иран – 16 процентов и Казахстан – 7,2 процента. Всего ввезено 809 тысяч тонн, что соответствует работе 1-2 российских цементных заводов с рабочими местами до 2 тысяч человек в зависимости от технологии, степени автоматизации и прочих хитростей.

Учитывая, что «страна у нас большая», наиболее пострадавшими от набегов субрынков являются регионы, близлежащие к вышеуказанным странам-лидерам.

Наличие импорта цемента не является свидетельством:

– наличия свободного рынка и торжества рыночных отношений;

– нехваткой или недостаточным ассортиментом на рынке;

– высокой цены цемента отечественных производителей;

– неудовлетворенности российским цементом;

– несоответствия ГОСТу и пр.

Импорт цемента означает лишь отсутствие защиты внутреннего рынка. Обратим внимание, что это касается всего рынка. Не защищены не только производители, но и потребители.

Почему отечественные производители не могут самостоятельно, то есть без участия государства защитить свои интересы и своего потребителя?

Рассмотрим на примере отдельного региона. Допустим, наш цементный завод в этом регионе продает 100 и более тысяч тонн цемента в год. Объем продаж и выручка, которую дает этот регион, очень значимы для экономики предприятия: проценты по кредитам, зарплата, ремонты, закупка новой техники и т. п.

Для иностранного производителя цемента любой экспорт является лишь способом снизить условно-постоянные расходы за счет роста объемов производства. Теоретически любая цена, которая покрывает условно-переменные затраты, выгодна в такой ситуации. Цена является важным, но не ключевым аргументом для поставки продукции на экспорт. До тех пор, пока рубли можно будет конвертировать в доллары и евро, для зарубежных производителей это тоже будет являться сильной мотивацией.

В силу логистических и прочих ограничений в рассматриваемом регионе зарубежный производитель может продать, допустим, 10 тысяч тонн. Получим, например, соотношение 1 к 10. Отечественному производителю для того, чтобы конкурировать с зарубежным, необходимо снизить цены на объем, в несколько раз превышающий объем зарубежного цемента. Потери от такой «рыночной» конкуренции для внутреннего производителя будут колоссальными и бессмысленными.

Источник: PRO Рынок стройматериалов

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас